ФРИДА (2002)

Режиссер:  Джули Тэймор / Julie Taymor
В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина, Валерия Голино, Эшли Джадд, Антонио Бандерас, Эдвард Нортон

Фильм, снятый по книге Жан-Мари Леклезио «Диего и Фрида»,  повествует о жизни знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало, больше всего известной своими автопортретами.

Фрида появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. Ее отец, который занимался фотографией, был немецким евреем, мать имела мексиканские и индейские корни. Фрида была третьим ребенком в семье.

В 6 лет девочка переболела полиомиелитом, в результате которого она всю жизнь хромала. Ее правая нога была тоньше и короче левой на несколько сантиметров, из-за чего сверстники обзывали ее «деревянной ногой» и что она всю жизнь скрывала под длинными юбками. Трудности в таком раннем возрасте только закалили характер Фриды. Назло всем она, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу.

В 15 лет Кало поступила в одну из лучших подготовительных школ, «Препараторию», где планировала изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Здесь Фрида быстро заработала авторитет, создав с несколькими учащимися группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В это время она уже писала картины, но к своей живописи относилась несерьезно. Все изменилось в 1923 году, когда она встретила художника Диего Риверу, работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Фрида, словно маленькая девчонка, все время ходила вокруг Диего, пытаясь привлечь его внимание. Она говорила всем, что выйдет за него замуж, и, в конце концов, так и вышло. Однако прежде Кало предстояло пройти через настоящий ад.

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим прутом от токоприемника, что не позволило ей в дальнейшем, несмотря на горячее желание, стать матерью. После травмы она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести более тридцати операций, месяцами не выходя из больниц. В это непростое для Кало время Диего Ривера находился рядом. Он поддерживал ее как мог. Именно благодаря ему Фрида поверила в свои силы и выкарабкалась. Художник многому научил ее, что касается живописи. Он первым открыл ее талант к рисованию.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей — 22. После свадьбы молодожены поселились в ‘голубом доме’, который находился в богатом районе Мехико.

Сближало двух художников не только искусство, но и коммунистические идеалы. Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Фрида это знала, но ничего не могла поделать. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США. Несколько лет пара провела в Америке, из-за чего художника исключили из коммунистической партии. Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова. Жизнь за границей заставила ее острее почувствовать несправедливость общественного устройства, значимость национальной культуры. Художница начала коллекционировать старинные произведения искусства, более трепетно относиться к мексиканской культуре, носить национальные костюмы.

Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало была очень живой и раскрепощённой, её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки. Она пыталась жить на всю «катушку», дружила со многими известными художниками — Пикассо, Андре Бретоном, Василием Кандинским. Обожала солнце и музыку, была убеждённой марксисткой и всем сердцем ненавидела буржуазию. Одновременно с этим Фрида всегда с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства и даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Жизнь Фриды — это не только её картины, но и любовь к мужу. Причём второе, наверное, даже больше. Она пронесла эту любовь вместе со своей физической болью через всю свою судьбу. При том, что это были очень сложные отношения. На свадьбе подсмеивались, что этот брак проживёт максимум полгода, а то и месяца два. Но он жил до серебряной свадьбы и до самой смерти Фриды. Было сложно и тяжело, нужно было уметь понимать, уметь прощать, уметь быть рядом с человеком творческим, ветреным и непостоянным, не надеясь на то, что он когда-нибудь изменится. Увы, Диего Ривера был столь же развратен, сколь и талантлив. Причём Фрида вовсе не выглядит жалко в этой ситуации, наоборот, сила её духа поражает. Она с задорной улыбкой на лице живёт этой жизнью, подсмеиваясь над собой и своей судьбой. Яркая, необычная, эпатажная.
В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий. Спасаясь от преследований на родине, он нашел убежище в Мексике, в доме Диего и Фриды. Ходит множество легенд про отношения Троцкого и Кало, но насколько они правдивы, неизвестно. Согласно самой распространенной версии, советский революционер безумно влюбился в темпераментную мексиканку. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. Вскоре они покинули «голубой дом».

В 1939 году работы Кало впервые увидели в Европе: несколько ее картин были показаны в Париже в рамках выставки мексиканского искусства. Они оказали на всех невероятное впечатление, а одна работа даже была приобретена Лувром.

В 1940-е годы картины Фриды появляются еще на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Сильнодействующие наркотические вещества, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние. А через некоторое время и они уже не помогают справляться с болью. Все это  ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

В 1950 году художнице сделали несколько операций на позвоночнике, после чего она год провела в больнице. Она больше не смогла передвигаться самостоятельно и вынуждена была пересесть в инвалидную коляску.

В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. В галерею ее принесли прямо из больницы на больничной койке. Несмотря на то, что ее состояние было тяжелым, она нашла в себе силы петь и веселиться. Но ни на одном автопортрете того периода художница не улыбалась: хмурое серьезное лицо, суровый взгляд, плотно сжатые губы.

Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года в возрасте 47 лет от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки наркотиков, и её смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось.

Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

К творчеству художницы относятся по-разному. Одни восхищаются ее картинами, у других они вызывают отвращение. Но одно абсолютно ясно: она была великой женщиной.

Известно, что на главную роль претендовала Мадонна, поклонница творчества Фриды, но ей отказали, а племянница Фриды Кало была настолько впечатлена фильмом, что подарила Сальме Хайек ожерелье художницы.

К этой истории трудно относиться равнодушно. Она учит никогда не сдаваться и не отчаиваться, даже когда надежды нет. Она учит любить жизнь беззаветно и бескорыстно, всей душой, и ничего не просить в ответ. Она учит преданности, гордости и воле. Она учит тому, что даже из собственного отчаяния, боли и одиночества можно сотворить нечто по-настоящему прекрасное. Она учит видеть красоту во всем.

Фрида — это очень сильный фильм об очень сильной женщине.

Окно поиска информации