Организации кафедры неврологии с курсом рефлексотерапии в структуре факультета усовершенствования врачей Тюменской медицинской академии предшествовало создание курса рефлексотерапии в 1990 году. В 80-90-е годы два невролога — доцент кафедры нервных болезней Людмила Ивановна Рейхерт и врач Тюменской областной больницы Валерий Петрович Дыба практически одновременно обучились рефлексотерапии в Казанском ГИДУВе. На тот момент в городе Тюмени практиковали 5 рефлексотерапевтов и попасть к ним на лечение было практически невозможно. И Людмила Ивановна, и Валерий Петрович увлеклись вновь полученной специальностью.
Стало совершенно очевидно, что рефлексотерапия значительно расширяет возможности при лечении самых разных больных, этот метод востребован, но подготовленных специалистов явно недостаточно. Идея организовать курс рефлексотерапии на факультете усовершенствования врачей Тюменской медицинской академии принадлежит Людмиле Ивановне, но вряд ли бы это осуществилось, если бы это дело (создание нового курса в академии) не стало делом сразу двух специалистов, одинаково увлеченных новой специальностью: и Людмилы Ивановны Рейхерт, и Валерия Петровича Дыбы. Мы спросили Людмилу Ивановну, что было объединяющим началом, почему именно Валерий Петрович Дыба, практический врач на тот момент, живо откликнулся на предложение заняться преподавательской деятельностью:
— «Мы однокурсники, хорошо и давно друг друга знали, оба имели опыт преподавательской работы. Думаю, что определенную роль сыграл и тот факт, что и Валерий Петрович и я — люди, способные загореться новым делом, но при этом мы всегда понимали, насколько серьезного подхода это требует. Нам многие помогали, в нас верили, да и сама идея расширения границ преподавательской деятельности в тот момент была очень актуальна. Подготовительный процесс занял у нас три летних месяца, и уже 1 сентября 1990 года мы приняли первых курсантов. Были, конечно, трудности и с аудиториями, и с наглядными пособиями. Первая библиотека (репринтный учебник Д.М.Табеевой в количестве 20 штук), которая служила нам верой и правдой почти 20 лет, была напечатана Одиссеем Архиповичем Терсеновым в кратчайшие сроки и на его деньги, при этом никаких гарантий возвращения денег с нас никто не требовал, все под «честное слово». Разве это можно забыть?»
За 25 лет работы происходило много перемен. Поменял место работы Валерий Петрович Дыба, преподавателями курса рефлексотерапии много лет работали Георгий Павлович Давыдов, Надежда Николаевна Мурычева, Галина Васильевна Янчевская, Надежда Константиновна Покровская, Светлана Михайловна Быченко. С 1996 года у нас появилась своя клиническая база, свой лекционный зал, новые наглядные пособия. Идеальные условия для работы были созданы нам главным врачом Неврологического центра Геннадием Петровичем Дудочкиным.
Много изменилось за прошедшие годы и в структуре преподавательского процесса. Появление в нашем маленьком педагогическом коллективе Георгия Павловича Давыдова позволило увеличить количество курсантов ровно в два раза и украсило программу цикла занятиями по мануальной терапии. Это сразу же дало нам возможность почувствовать себя максимально приближенными к нашему эталону – профессиональной переподготовке по рефлексотерапии в Казанском ГИДУВе. К Казанскому ГИДУВУ у нас особое отношение – это наши учителя, наша школа. В стенах Казанского ГИДУВА были заложены те основы, которые позволили многого достичь на поприще подготовки рефлексотерапевтов: уважение в традиционным основам метода наряду с безусловным уважением к его современному прочтению. Большую роль в нашем становлении сыграла щедрость (научная и педагогическая) профессора Георгия Александровича Иваничева. В течение всех первых лет лекции, посвященные современным представлениям о механизмах действия рефлексотерапии, читал на нашем цикле Георгий Александрович, а его книги и сейчас являются нашими настольными книгами.
Надежда Николаевна Мурычева стартовала с преподавания аурикулотерапии на цикле рефлексотерапии, будучи безусловным лидером в этом вопросе, так как, талантливая и основательная, не просто обучалась в разных городах и школах аурикулотерапии, но всегда подвергала полученную информацию собственному придирчивому анализу.
Н.Н. Мурычева
— Повторю тот же вопрос снова: «Почему Надежда Николаевна, ведь учеников было много?»
— Отвечу легко. Да учеников было много, но Надежда Николаевна привнесла в наш коллектив и то, что является главным и ожидаемым (мы ждем от вновь прибывшего талант, неординарность) и то, в чем мы остро нуждались на тот момент, не обладая этим сами. Надежда Николаевна уже на этом этапе, быть может, и сама не вполне осознавая это, несла в себе недюжинный потенциал психолога, психотерапевта. Надежда Николаевна помогла создать атмосферу, которая и сейчас очень помогает в работе, атмосферу творчества, совместного преодоления трудностей, интереса и профессионального, и человеческого. Сейчас Надежда Николаевна проводит на нашей кафедре психотерапевтические тренинги и с курсантами неврологами, и с рефлексотерапевтами, и с интернами, и с ординаторами.
Много лет преподавала на цикле рефлексотерпии кандидат медицинских наук Светлана Михайловна Быченко. Подготовка рефлексотерапевта предполагает наличие базовых знаний неврологии, что делало Светлану Михайловну идеальным представителем профессии рефлексотерапевта.
С.М. Быченко
Очень жаль, что сейчас Светлана Михайловна у нас не преподает. Думаю, что у нее все получалось очень хорошо, и, быть может, это у меня не хватило слов убедить ее в том, что она очень сильный преподаватель.
Много лет преподавание СУ-ДЖОК терапии на цикле профессиональной переподготовки и усовершенствования по рефлексотерапии связано с Галиной Васильевной Янчевской.
Г.В. Янчевская
Галина Васильевна ярчайший пример того, как человек увлеченный и неординарный, работая в практическом здравоохранении, может быть учителем для тех, кто работает рядом. Для многих наших учеников непререкаемым авторитетом и первопроходцем в мир СУ-ДЖОК терапии стала Галина Васильевна.
С Надеждой Константиновной Покровской мы связывали очень много планов.
Н.К. Покровская
Она не вошла, а буквально ворвалась в наш коллектив, превратив преподавание СУ-ДЖОК терапии в водоворот погружения в метафизику, заставив вновь изумиться и порадоваться возможностям этого бездонного метода лечения – рефлексотерпии.
Более 10 лет самый трудоемкий раздел рефлексотерапии преподает доктор медицинских наук Оксана Альбертовна Кичерова, благодаря которой все, что касается практических аспектов рефлексотерапии (топография точек акупунктуры), изящно доведено до ювелирной точности исполнения.
О.А. Кичерова
Изучив рефлексотерапию досконально, со свойственным ей перфекционизмом, Оксана Альбертовна может не только довести информацию до каждого из учеников, но и способна заставить их полюбить такую необычную и архаичную специальность. Надо быть истинным интеллектуалом, чтобы внушить уважение к предмету, логические построения которого изложены столь древним языком.
Рефлексотерапия в нашей академии преподается 25 лет и постоянно совершенствуется: приходят новые люди, возвращаются те, кто работал раньше. У нас не было неинтересных преподавателей, у нас не было ни одного ординарного человека, о котором нечего вспомнить. И мы вспоминает Ирину Ивановну Бакланову и представленный ею метод Фолля, Дмитрия Николаевича Дурыгина с его фитотерапией, гомеопатией, гирудотерапией, легендарную Лидию Нестеровну Сурину и многих других. Мы готовы к новым встречам и радостно их предвкушаем.
И.И. Бакланова и Г.П. Давыдов
За 25 лет работы нами подготовлено более 500 врачей-рефлексотерапевтов для Тюменской области, что позволило полностью решить вопрос подготовки кадров рефлексотерапевтов и сделать этот вид помощи доступным для каждого больного. В настоящее время рефлексотерапию изучают не только врачи курсанты. С 2000 года мы проводим элективы по рефлексотерапии для интернов и ординаторов, обучающихся на нашей кафедре.
Итоги работы радуют, 25 лет курсу рефлексотерапии исполнилось в 2015 году – юбилей достойный.